Внутреннее счастье-это горючее для удачи!
Дети разного возраста отличаются друг от друга не меньше, а то и больше, чем от взрослых. Ребенок меняется с каждым годом, а в первые два года жизни – с каждым месяцем.
В два года начинается «переходный период» – от младенчества к детству. В переходные периоды разрушаются уже выработанные формы поведения и создаются новыве. Но прежде всего происходит разрушение старого. Родители замечают, что их послушное дитя склонно оказывать сопротивление. Его любимым словом становиться «нет». Ребенок сам порою не знает, чего хочет. Если ему предлагают чай, просит молока. Приносят молоко – требует сока. Он отказывается от того, что ему предлагают, не потому, что не хочет этого. Ему просто не нравиться сам факт, что он должен выполнять чужие указания.
Это неизбежный этап духовного роста и созревания. Ребенок начинает осознавать самого себя как личность, и ему необходимо самоутвердиться.
Как он этого добивается? До сих пор он более или менее беспрекословно повиновался взрослым. Теперь же он противопоставляет свои желания их требованиям. Одна из главных ошибок, которую совершают при этом родители, – непреклонность, решимость ни в коем случае не потакать «капризам» ребенка. Нередко такая линия приводит к тому, что ребенок превращается в робкое, пассивное и покорное существо. Иногда , наоборот, отношения с ним превращаются в серию сражений.
Другая ошибка – избегать всяких столкновений, выполнять все его прихоти, желания и требования. Таким детям трудно приходится в детском саду и школе, потому что у них нет навыков самоограничения, подчинения правилам и распорядку.
Как же поступать в случае разногласий? Уступить? Или настоять на своем, проявив «твердость воли»? ( Когда взрослые противопоставляют свое упрямство упрямству ребенка, то, глядя со стороны, думаешь – кто же умнее? И сравнение явно не в пользу родителей.) Лучшая тактика в таких случаях – отвлечь ребенка, переключить на что-то другое, заинтересовать чем-то другим. Причем сделать это нужно до возникновения конфликта, когда он только назревает. Прием отвлечения очень действенен и полезен и долго еще будет верой и правдой служить родителям. Двухлетний бросается из одной крайности в другую. Жажда самоутверждения проявляется в том, что он то и дело кричит: «Я сам!» или «Я сама!». Убедившись же в своем бессилии, просит помощи: «Сделай», «Наладь», «Помоги». Он ищет независимости и в то же время не хочет вовсе отказаться от положения младенца, который надежно чувствует себя под спасительным покровительством старших.
Ребенка в этом возрасте нужно непременно приучать к соблюдению каких-то норм, правил и распорядка. Однако правила должны быть гибкими. Слишком строгий распорядок для этого возраста не годится, потому что не соответствует его психическому восприятию, частой смене прямо противоположных стремлений и побуждений. Установленные для ребенка правила не должны быть жесткими, но должны быть последовательными и согласованными, чтобы одно не противоречило другому, и ребенок не привыкал к тому, что запрещенное мамой будет разрешено папой или бабушкой. При всей его неопытности двухлетний отлично уловит это и будет использовать.
Ребенку нужно позволять свободно выражать свои чувства. Надо помнить, что двухлетнему присущи и такие чувства, как раздражительность, злость, гнев. Можно требовать от него контроля над поступками, но требовать контроля над чувствами нереально: его чувства должны иметь какое-то внешнее выражение. Ребенок разыгрался и не хочет возвращаться с прогулки. Предложение идти домой вызывает вспышку гнева: «Не люблю тебя! Ты нехорошая!» и т.д. Родителям это не нравится, да и стыдно им перед случайными свидетелями этой сцены, отсюда досада: «Не смей так разговаривать с мамой!». Что же делать? Если ребенок упорствует и не хочет идти, нужно унести его на руках, не взирая на вопли. Если разрешить остаться, он увидит, что с помощью слез может добиваться своих целей, воздействовать на родителей, заставлять их менять решение. Но унося его, не надо мешать ему выражать свои чувства. Напротив, нужно, чтобы он видел – его чувства понятны родителям, но все-таки уже пора уходить. Двухлетний ребенок не умеет различать положительные и отрицательные чувства. Если его будут наказывать за то, что он выражает отрицательные чувства, он будет скрывать также и положительные. Это не пойдет ему на пользу.
Нежелательные поступки надо пресекать, но в своих чувствах двухлетний не властен, и ничего страшного, если он немного покричит и поворчит. Когда у двухлетнего неприятность, он остро нуждается в сочувствии и жалости, и должен видеть, что родители понимают его и разделяют его горести и заботы (это нужно не только двухлетним). Когда ребенок чем-то встревожен, его беспокоит страх темноты или у него затруднения, самая худшая тактика – сказать ему: «ерунда, не бойся, ничего страшного». Такая «лобовая психология» приносит только вред ( и с взрослыми так говорить не годиться). Ребенок увидит, что его не понимают и не хотят понять, и это лишь усугубит его страхи. Двухлетний не всегда понимает, когда голоден. Он хнычет, ему неприятно, но он не знает, что сказать взрослым. Они сами должны догадаться, что он хочет есть и объяснить ему. Тем более он не умеет понять, что устал. Среди игры он вдруг начинает капризничать, а то и вовсе заплачет. Он устал, но не умеет еще словами определить свое ощущение. Если простейшие, «извечные» эмоции голода и усталости не всегда доступны пониманию двухлетнего, что же сказать о тех волнах переживаний, которые захлестывают его по мере расширения его связей с внешним миром? А непонимание детской души родителями, к сожалению, вещь нередкая.
В этом возрасте дети часто проявляют склонность к «ритуальным действиям». Они требуют строгой последовательности «обрядов»: прежде чем поесть самому, ребенок должен помыть лапы любимому мишке или кукле и усадить их за стол. Так же в определенной последовательности проводит он какие-то действия, возвращаясь с прогулки или укладываясь в постель. Ни в коем случае нельзя упустить часть обряда. Когда им читают перед сном, книжку нужно держать так, чтобы видны были картинки. Любимая телевизионная программа не сможет заменить чтение перед сном.
В этом возрасте дети охотно слушают музыкальные сказки в записи. Хорошо начать с «Бременских музыкантов». Чтобы воспринимать сказку в записи, ребенок должен прослушивать ее неоднократно, изо дня в день, по нескольку раз. Сначала его привлекают песенки и музыка. С каждым прослушиванием он вникает все больше, запоминает новые подробности, и сказка нравится ему все сильнее. Процесс прослушивания поглощает его настолько, что ребенок не требует специального внимания в течение 30-40 минут Через три-четыре недели можно познакомить его с новой сказкой, а затем каждые две-три недели добавлять следующую – «Три поросенка», «Красная шапочка», песенки из мультфильмов и т.д. Это развивает музыкальное восприятие и музыкальный слух, обогащает речь – словарный запас, интонации, помогает овладеть правильным литературным произношением. Развитие речи чрезвычайно расширяет мир ребенка. Он начинает задавать вопросы, и желательно, чтобы на все вопросы он получал осмысленные ответы. С каждым месяцем он становится разумнее, поведение его улучшается, общение с ним приобретает все большую привлекательность и прелесть.
Автор Валентина Липницкая

Комментарии
25.09.2011 в 15:23

Каждое сделанное тобой действие, каждое сказанное тобой слово – тебе всё отзовётся
Как же здорово и правильно написано, ещё бы посоветовали, как справиться с собственными негативными эмоциями при плохом поведении ребёнка. Мне Мишу иногда придушить хочется, как нервы треплет (((( Наору на него, по жопе надаю, а потом рыдаю и прошу прощения. Мозгами понимаю, что так совсем не годиться, но как эмоции нахлынут, так весь мозг пропадает ((((
25.09.2011 в 15:28

Внутреннее счастье-это горючее для удачи!
Ветер августа, Наору на него, по жопе надаю, а потом рыдаю и прошу прощения. Мозгами понимаю, что так совсем не годиться, но как эмоции нахлынут, так весь мозг пропадает ((((
во во, аналогичная ситуация...и потом так стыдно, что не нашла другого способа справиться с ребенком, как напороть или прикрикнуть...
А нервы точно сдают..особенно на фоне всех последних событий(((
Но ребенок то не причем...
Надо как-то держать себя в руках..
25.09.2011 в 15:35

Каждое сделанное тобой действие, каждое сказанное тобой слово – тебе всё отзовётся
Надо как-то держать себя в руках..
Конечно надо, иногда даже получается: замахнусь для шлепка или воздуха наберу для крика, а потом соображу, прорычу что-то и ухожу в другую комнату. Вот только не всегда вовремя умею остановиться, а так хочется жить дружно, в мире и согласии. А ведь если сейчас орать постоянно на ребёнка, то дальше никакого согласия, никакого мира, потому что он будет думать, что всё надо скандалом решать.
25.09.2011 в 15:44

Внутреннее счастье-это горючее для удачи!
Ветер августа, а я даже и не знала, что есть переходный возраст в 2-3 года. А ты представь, Дашка же говорит просто отлично, вот у нас и перепалка, я ей слово, она в ответ десять. Ужас просто...порой кажется, что ребенку совсем даже не два года, а намного больше...
25.09.2011 в 15:56

Каждое сделанное тобой действие, каждое сказанное тобой слово – тебе всё отзовётся
А мне наоборот не хватает, чтобы Мишка говорил. Когда он меня целенаправленно молча игнорирует, мне кажется, что он просто не понимает. Я начинаю снова и снова объяснять (или повторять свою просьбу), а он игнорирует, молчит, а я-то накручиваюсь потихоньку (( Вот и получается хрень. Уж лучше бы он мне сразу отвечал: "Не хочу, не буду". Страшно представить, с чем придётся дальше столкнуться!
25.09.2011 в 16:00

Внутреннее счастье-это горючее для удачи!
Ветер августа, ну уж у меня мадам за словом в карман не полезет))). Я ей говорю "слезь", в ответ слышу" не слезу". Убери- не уберу, собери- не соберу, Даша - не Даша и т. п. Спрашиваю "почему?", в ответ " потому что не хочу" или просто " потому". Но чтоб просто промолчала, такого нет, не дождешься. И ведь комментирует каждое свое действие.)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail